itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Терминаторы» против «колючки» на Первой мировой

Простая и дешёвая изгородь для скота стала проклятьем пехотинцев, собирая свой кровавый урожай на фронтах Великой войны. Как можно было преодолеть ряды смертельной паутины и какие боевые машины строили для прорыва заграждения — в нашей статье.

/ /
7.5K
44
10
59

Простая и дешёвая изгородь для скота стала проклятьем пехотинцев, собирая свой кровавый урожай на фронтах Великой войны. Как можно было преодолеть ряды смертельной паутины и какие боевые машины строили для прорыва заграждения — в нашей статье.

Мирное начало

История колючей проволоки начиналась вполне мирно. Она появилась в качестве дешёвого средства для огораживания пастбищ и сельхозугодий. Плюсами новинки, благодаря которым она быстро снискала популярность, стали технологичность производства, экономия материала и крайняя простота при монтаже. Вбил колья да натянул проволоку — ничего сложного.

Всем этим преимуществам ещё предстояло сыграть свою роль в будущей большой войне.

А до того — если бы одному из отцов «колючки», американскому фермеру Джозефу Глиддену, рассказали, что его детище повлияет на судьбы сотен тысяч людей, а для борьбы с ним будут выдумывать хитроумные боевые машины и целые тактические доктрины, он бы наверняка не поверил.

Британский блокгауз, огороженный колючей проволокой, во время Англо-бурской войны
Британский блокгауз, огороженный колючей проволокой, во время Англо-бурской войны

Нельзя сказать, что колючая проволока долго избегала цепких рук военных. Первое наставление по установке «колючки» британская армия издала уже в 1888 году. До начала Великой войны она немного повоевала на Американо-испанской, чуть-чуть в Англо-бурской, слегка в Русско-японской и Балканских войнах. Но до размаха ощетинившихся колючими заграждениями фронтов Первой мировой всем этим войнам было очень далеко.

Неподстеленная соломка

Если «колючку» изобрели давно, и если о ней знали военные, то почему они не подготовились к будущей войне заранее? Отличный вопрос.

Всё потому, что будущие конфликты виделись военным теоретикам абсолютно непохожими на прошлые. Традиция у них такая. В частности, французы считали войну быстрой и наступательной, а ключом к успеху offensive à l’outrance (наступления «до предела») полагали техническое превосходство плюс «моральное превосходство французского солдата». К этому они добавляли галльскую традицию ведения наступательных боевых действий, или élan — то есть наступление энергичное и с энтузиазмом.

Ну а поскольку в конце XIX–начале XX века французы считались передовой нацией не только в области канкана и круассанов, но и военной теории, остальные, включая даже снобов англичан, с интересом поглядывали в сторону развития галльской военной мысли. В итоге все строили скорострельную артиллерию, насыщали армию пулемётами и бронеавтомобилями и вели жаркие дебаты о роли кавалерии.

И тут появляется ещё один важный вопрос. Почему танки или другие гусеничные машины, способные разрушать проволочные заграждения, не появились до середины Первой мировой? Патенты гусеничных машин были известны ещё со времён Крымской войны, все технологии уже изобрели, даже фантасты писали рассказы о «сухопутных броненосцах». Что мешало-то?

Наземный броненосец Герберта Уэллса
Наземный броненосец Герберта Уэллса

Ответ прост. Военные не видели на поле боя задач для машин такого типа. К началу XX века гусеницы были уделом сельскохозяйственной техники — проходимой, но очень медленной. Ну кому нужна медленно ползущая боевая машина в манёвренной войне? Кроме того, гусеничный движитель был сравнительно новой и непроверенной технологией — и отношение к нему было соответствующее.

Не верите? Попробуйте обратиться в ГАБТУ с проектом робота-шагохода. Ваши успехи будут не лучше, чем у австро-венгерского изобретателя Гунтера Бурштына. Это сейчас его портрет висит на «стене славы» в немецком танковом музее в Мунстере, а в 1911 году господина Бурштына вместе с его проектом танка сначала завернули в Вене, а потом и пруссаки у виска пальцем покрутили.

Гунтер Адольф Бурштын смотрит на вас, как на инноватора. 1900-е
Гунтер Адольф Бурштын смотрит на вас, как на инноватора. 1900-е
У Бурштына получился классический танк, на гусеницах и с башней. Патент получен в 1911 году, машину изобретатель разрабатывал с 1906 года, а идея посетила его в марте 1903-го, после прогулки на торпедном катере
У Бурштына получился классический танк, на гусеницах и с башней. Патент получен в 1911 году, машину изобретатель разрабатывал с 1906 года, а идея посетила его в марте 1903-го, после прогулки на торпедном катере

На войну!

К концу 1914 года проблема чётко обозначилась. Ряды «колючки» росли и множились, как и захлебнувшиеся в них атаки. И противоборствующие стороны принялись искать варианты решения. Оказалось, что их не очень много — «заросли» колючей проволоки можно взрывать, резать, рвать или давить.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Какой же из способов в итоге оказался верным? В той или иной степени — все. Правда, пришлось поэкспериментировать и набить шишек на своём пути, но какое дело обходится без них?

Минно-артиллерийские способы оставили на потом и начали с «давилок». В первую очередь инженеры бросились искать решения в проверенных технологиях — то есть в коммерческих моделях колёсной техники.

Паровой каток французской военной машины

Чем лучше всего давить? Понятное дело, машиной, которая для этого и предназначена, а именно — паровым катком.

С этой идеей выступили месье Фрот и Турмель в 1914 году. По их задумке, перспективная машина должна была просто вминать проволочные заграждения в землю и сокрушать колья. Смешно? И зря!

Примерно в это же время уважаемые Уинстон Черчилль и Морис Хэнки предлагали почти то же самое, только по другую сторону Ла‑Манша.

Как видите, даже самые промышленно развитые страны не сразу пришли к созданию бронированной машины на гусеницах. Правда, англичане показали себя более практичной нацией и отказались от идеи почти сразу — а вот французы решили попробовать.

К декабрю 1914 года работы над машиной начались. Инженер Поль Фрот из «Северной железнодорожной компании» предложил изобретение военному министерству.

В письме он оптимистично описал изобретение как «устрашающую военную машину, которая с момента появления на поле боя посеет ужас в рядах противника». По сути, он предлагал взять коммерческое шасси, в данном случае каток Laffly Model LT10, навесить на него броню, вооружить восемью (!) пулемётами и в таком виде выпустить на поле боя.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Машину построили и даже довели до испытаний в марте 1915 года. Более того, «Фрот-Турмель-Лаффли» прекрасно показал себя на испытательном полигоне, без труда сокрушая ряды колючей проволоки. Правда, испытания проходили на сухой и ровной земле, без траншей, воронок и уж тем более без огня противника.

Нет, это не танк, а паровой антипроволочный каток
Нет, это не танк, а паровой антипроволочный каток

Чем всё закончилось? От идеи отказались. К весне 1915 года военные не только осознали проблему «колючки», но и столкнулись с мрачной реальностью перепаханного артиллерией поля боя, где машина на основе дорожного катка застряла бы в первой же канаве. Прототип разобрали, французские инженеры пошли думать над другими боевыми машинами, а дорожный каток вернулся к обычной мирной работе.

Козырная «Трефа»

Казалось бы, к чему изобретать велосипед после появления британских танков осенью 1916 года? Но у немцев, как и у русских, был свой особенный путь.

Практически сразу после дебюта «ромбиков» на Сомме немецкие военные поручили нескольким фирмам разработать и построить аналогичные боевые машины. В их числе была и бременская «Ханса-Ллойд».

До войны предприятие занималось тракторами, грузовиками и легковыми автомобилями. Инженеры этой компании никогда раньше не работали с бронированными или боевыми машинами, но это их ничуть не смутило.

Настоящий инженер такие мелочи щёлкает как орешки!

В результате уже к 1 февраля 1917 года (беспрецедентный темп для немцев!) «Ханса-Ллойд» представила первый прототип — и они таки изобрели велосипед. Ну как «велосипед» — трёхколёсную бронированную боевую машину весом в 18 тонн. Спереди два больших колеса, чтобы давить заграждения и преодолевать ямы и траншеи, сзади — рулевое колесо.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Тевтонский боевой трицикл нарекли «Треффас-Ваген». В ходе разработки его вооружили парой противотанковых ружей и рассматривали даже установку 57-мм пушки «Максим-Норденфельд», как у танка A7V. Но не сложилось.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

На бумаге проект выглядел многообещающим, а вот испытания обнаружили ряд фундаментальных проблем конструкции. Самая главная беда заключалась в неудачном расположении центра тяжести — настолько близко к носу машины, что при попытке пересечь воронку или траншею имелся огромный риск, что машина «встанет» на нос или перевернётся.

Что она и проделала на полигоне.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

В общем, к октябрю 1917 года прототип разобрали. Полученный опыт больше нигде не использовался, и «Треффас-Ваген» остался единственной немецкой попыткой создать бронированную боевую машину с большими колёсами. Вплоть до Второй мировой.

Слоны Ганнибала и Поплавко

Восточный фронт проволочные заграждения опутали не так плотно, как Западный, но проблема этой колючей заразы стояла не менее остро. Тысячи солдат с обеих сторон навеки остались в смертоносных стальных зарослях.

Требовалось радикальное решение, которое дало бы возможность прорвать фронт австро-германцев. И его предложил штабс-капитан Виктор Поплавко.

В ноябре 1915 года офицер командовал 26-м автомобильным пулемётным взводом (броневиков), состоящим из пары пулемётных «остинов» и пушечного «Гарфорда». Также ему выдали полубронированный подвозчик боеприпасов «Чародей» на шасси американского четырёхтонного грузовика «Джеффери Квад».

Мощный грузовик проявлял себя гораздо лучше, чем «линейные» броневики, и Поплавко пришла мысль сделать из него полевой разградитель. Его оснастили лебёдкой, якорями-кошками с тросами, лёгким разборным штурмовым мостом, а также специальным устройством, которое подминало и рвало проволоку.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Похожий «нож» смонтировали на первом французском танке «Шнейдер СA-1», разработка которого начиналась примерно в это же время, а также на опытном бронетракторе «Фильц». Что ж, схожие задачи вызывают схожие решения.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

С тактической точки зрения идеи Поплавко предвосхитили появление БРЭМ, БМП, штурмовых групп, танков-мостоукладчиков, танков снабжения и, отчасти, инженерных машин разграждения. При этом Виктор Родионович — в отличие от своих зарубежных коллег — очень подробно описал тактику своих бронеавтомобилей.

Штурм-машина делала проход в проволоке. Затем находившиеся на борту «десять нижних чинов, вооружённых кинжалами, маузерами и ручными гранатами» врывались в окопы, затыкая пулемёты противника и давая время подойти основной массе пехоты. Также для преодоления препятствий предполагалось использовать штурмовые лёгкие мосты.

Причём этих «слонов Ганнибала» — как называл их бывший лётчик, пехотный офицер, а теперь бронеходчик и конструктор — предлагалось применять массированно, поскольку в этом виделся залог успешного прорыва.

Всё это происходило в январе 1916 года — за восемь месяцев до дебюта танков на Сомме и почти за два года до битвы при Камбре со всеми её тактическими нововведениями.

Танк разрушает проволочные заграждения в ходе тренировок перед началом Битвы при Камбре, октябрь 1917 года
Танк разрушает проволочные заграждения в ходе тренировок перед началом Битвы при Камбре, октябрь 1917 года

Испытания и доводка машины не прекращались. В мае 1916 года её показали начальнику инженеров 7-й армии и другим высоким чинам. Машина спокойно преодолела четыре ряда кольев, а потом столько же рядов кольев с «колючкой», оставляя за собой проход для пехоты.

«Результаты испытания поразительны», — доносил в Ставку полковник Полянский.

Изобретение Поплавко заметили на высшем уровне и дали добро на формирование бронедивизиона особого назначения (БАДОН) из 30 машин. К сожалению, эта часть под командованием Поплавко не успела к Луцкому прорыву, где броневики могли сослужить хорошую службу. «Слоны Ганнибала» прибыли на фронт осенью 1916 года. Решено было засекретить эти машины, а также построить еще 90 броневиков для трёх новых дивизионов к генеральному наступлению весной 1917 года…. которого не случилось из-за революции и развала армии. Броневикам пришлось прикрывать отступление русских войск — причём порой с большой эффективностью: отступая, они часто вывозили армейское имущество и раненых в грузовом отсеке.

Броневик БАДОНа Бронированного Автомобильного Дивизиона Особого Назначения, лето 1917 года
Броневик БАДОНа (Бронированного Автомобильного Дивизиона Особого Назначения), лето 1917 года

Ну а порой «Джеффери-Поплавко» вполне могли играть роль отсутствующих у русских танков, хоть и с оговорками. Потом большинство машин досталось красным. Пару отбили поляки, а ещё два «танка» даже занесло в послевоенный Берлин, где фрайкоры использовали их в подавлении коммунистического восстания.

Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко участвует в уличных боях. Берлин, январь 1919 год
Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко участвует в уличных боях. Берлин, январь 1919 год

Живучие идеи

Хорошие идеи умирают редко. Они могут изменить форму, но суть остаётся прежней на долгие десятилетия, а то и дольше.

Преемственность идей прекрасно видна, если сравнить фото французского блиндированного трактора «Фильц» с приспособлением для борьбы с колючей проволокой и БМП LAV-25 с двумя антипроволочными «ножами».

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Французская машина, построенная в январе 1915 года на базе сельскохозяйственного трактора «Фильц».

Эта машина должна была бороться с колючей проволокой. Прототип даже показали маршалу Жоффру, и тот положительно оценил изобретение. Но, как и в случае с другими образцами, полевые испытания выявили массу недостатков — и проект свернули.

И колючка, и ножи для борьбы с ней живее всех живых и в 2019 году
И «колючка», и ножи для борьбы с ней живее всех живых и в 2019 году (фото: Алексей Тарасов)

Колючей проволоке уже почти полторы сотни лет, но она не спешит сходить со сцены — как и средства для борьбы с ней.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
183
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
146
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
505
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

26K
55
32
384
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

25K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
871
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

18K
69
47
387
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

17K
92
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

79K
124
61
979
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

51K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

44K
128
134
6.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

273K
125
90
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
25
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358