itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Терминаторы» против «колючки» на Первой мировой

Простая и дешёвая изгородь для скота стала проклятьем пехотинцев, собирая свой кровавый урожай на фронтах Великой войны. Как можно было преодолеть ряды смертельной паутины и какие боевые машины строили для прорыва заграждения — в нашей статье.

/ /
8.7K
45
10
59

Простая и дешёвая изгородь для скота стала проклятьем пехотинцев, собирая свой кровавый урожай на фронтах Великой войны. Как можно было преодолеть ряды смертельной паутины и какие боевые машины строили для прорыва заграждения — в нашей статье.

Мирное начало

История колючей проволоки начиналась вполне мирно. Она появилась в качестве дешёвого средства для огораживания пастбищ и сельхозугодий. Плюсами новинки, благодаря которым она быстро снискала популярность, стали технологичность производства, экономия материала и крайняя простота при монтаже. Вбил колья да натянул проволоку — ничего сложного.

Всем этим преимуществам ещё предстояло сыграть свою роль в будущей большой войне.

А до того — если бы одному из отцов «колючки», американскому фермеру Джозефу Глиддену, рассказали, что его детище повлияет на судьбы сотен тысяч людей, а для борьбы с ним будут выдумывать хитроумные боевые машины и целые тактические доктрины, он бы наверняка не поверил.

Британский блокгауз, огороженный колючей проволокой, во время Англо-бурской войны
Британский блокгауз, огороженный колючей проволокой, во время Англо-бурской войны

Нельзя сказать, что колючая проволока долго избегала цепких рук военных. Первое наставление по установке «колючки» британская армия издала уже в 1888 году. До начала Великой войны она немного повоевала на Американо-испанской, чуть-чуть в Англо-бурской, слегка в Русско-японской и Балканских войнах. Но до размаха ощетинившихся колючими заграждениями фронтов Первой мировой всем этим войнам было очень далеко.

Неподстеленная соломка

Если «колючку» изобрели давно, и если о ней знали военные, то почему они не подготовились к будущей войне заранее? Отличный вопрос.

Всё потому, что будущие конфликты виделись военным теоретикам абсолютно непохожими на прошлые. Традиция у них такая. В частности, французы считали войну быстрой и наступательной, а ключом к успеху offensive à l’outrance (наступления «до предела») полагали техническое превосходство плюс «моральное превосходство французского солдата». К этому они добавляли галльскую традицию ведения наступательных боевых действий, или élan — то есть наступление энергичное и с энтузиазмом.

Ну а поскольку в конце XIX–начале XX века французы считались передовой нацией не только в области канкана и круассанов, но и военной теории, остальные, включая даже снобов англичан, с интересом поглядывали в сторону развития галльской военной мысли. В итоге все строили скорострельную артиллерию, насыщали армию пулемётами и бронеавтомобилями и вели жаркие дебаты о роли кавалерии.

И тут появляется ещё один важный вопрос. Почему танки или другие гусеничные машины, способные разрушать проволочные заграждения, не появились до середины Первой мировой? Патенты гусеничных машин были известны ещё со времён Крымской войны, все технологии уже изобрели, даже фантасты писали рассказы о «сухопутных броненосцах». Что мешало-то?

Наземный броненосец Герберта Уэллса
Наземный броненосец Герберта Уэллса

Ответ прост. Военные не видели на поле боя задач для машин такого типа. К началу XX века гусеницы были уделом сельскохозяйственной техники — проходимой, но очень медленной. Ну кому нужна медленно ползущая боевая машина в манёвренной войне? Кроме того, гусеничный движитель был сравнительно новой и непроверенной технологией — и отношение к нему было соответствующее.

Не верите? Попробуйте обратиться в ГАБТУ с проектом робота-шагохода. Ваши успехи будут не лучше, чем у австро-венгерского изобретателя Гунтера Бурштына. Это сейчас его портрет висит на «стене славы» в немецком танковом музее в Мунстере, а в 1911 году господина Бурштына вместе с его проектом танка сначала завернули в Вене, а потом и пруссаки у виска пальцем покрутили.

Гунтер Адольф Бурштын смотрит на вас, как на инноватора. 1900-е
Гунтер Адольф Бурштын смотрит на вас, как на инноватора. 1900-е
У Бурштына получился классический танк, на гусеницах и с башней. Патент получен в 1911 году, машину изобретатель разрабатывал с 1906 года, а идея посетила его в марте 1903-го, после прогулки на торпедном катере
У Бурштына получился классический танк, на гусеницах и с башней. Патент получен в 1911 году, машину изобретатель разрабатывал с 1906 года, а идея посетила его в марте 1903-го, после прогулки на торпедном катере

На войну!

К концу 1914 года проблема чётко обозначилась. Ряды «колючки» росли и множились, как и захлебнувшиеся в них атаки. И противоборствующие стороны принялись искать варианты решения. Оказалось, что их не очень много — «заросли» колючей проволоки можно взрывать, резать, рвать или давить.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Какой же из способов в итоге оказался верным? В той или иной степени — все. Правда, пришлось поэкспериментировать и набить шишек на своём пути, но какое дело обходится без них?

Минно-артиллерийские способы оставили на потом и начали с «давилок». В первую очередь инженеры бросились искать решения в проверенных технологиях — то есть в коммерческих моделях колёсной техники.

Паровой каток французской военной машины

Чем лучше всего давить? Понятное дело, машиной, которая для этого и предназначена, а именно — паровым катком.

С этой идеей выступили месье Фрот и Турмель в 1914 году. По их задумке, перспективная машина должна была просто вминать проволочные заграждения в землю и сокрушать колья. Смешно? И зря!

Примерно в это же время уважаемые Уинстон Черчилль и Морис Хэнки предлагали почти то же самое, только по другую сторону Ла‑Манша.

Как видите, даже самые промышленно развитые страны не сразу пришли к созданию бронированной машины на гусеницах. Правда, англичане показали себя более практичной нацией и отказались от идеи почти сразу — а вот французы решили попробовать.

К декабрю 1914 года работы над машиной начались. Инженер Поль Фрот из «Северной железнодорожной компании» предложил изобретение военному министерству.

В письме он оптимистично описал изобретение как «устрашающую военную машину, которая с момента появления на поле боя посеет ужас в рядах противника». По сути, он предлагал взять коммерческое шасси, в данном случае каток Laffly Model LT10, навесить на него броню, вооружить восемью (!) пулемётами и в таком виде выпустить на поле боя.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Машину построили и даже довели до испытаний в марте 1915 года. Более того, «Фрот-Турмель-Лаффли» прекрасно показал себя на испытательном полигоне, без труда сокрушая ряды колючей проволоки. Правда, испытания проходили на сухой и ровной земле, без траншей, воронок и уж тем более без огня противника.

Нет, это не танк, а паровой антипроволочный каток
Нет, это не танк, а паровой антипроволочный каток

Чем всё закончилось? От идеи отказались. К весне 1915 года военные не только осознали проблему «колючки», но и столкнулись с мрачной реальностью перепаханного артиллерией поля боя, где машина на основе дорожного катка застряла бы в первой же канаве. Прототип разобрали, французские инженеры пошли думать над другими боевыми машинами, а дорожный каток вернулся к обычной мирной работе.

Козырная «Трефа»

Казалось бы, к чему изобретать велосипед после появления британских танков осенью 1916 года? Но у немцев, как и у русских, был свой особенный путь.

Практически сразу после дебюта «ромбиков» на Сомме немецкие военные поручили нескольким фирмам разработать и построить аналогичные боевые машины. В их числе была и бременская «Ханса-Ллойд».

До войны предприятие занималось тракторами, грузовиками и легковыми автомобилями. Инженеры этой компании никогда раньше не работали с бронированными или боевыми машинами, но это их ничуть не смутило.

Настоящий инженер такие мелочи щёлкает как орешки!

В результате уже к 1 февраля 1917 года (беспрецедентный темп для немцев!) «Ханса-Ллойд» представила первый прототип — и они таки изобрели велосипед. Ну как «велосипед» — трёхколёсную бронированную боевую машину весом в 18 тонн. Спереди два больших колеса, чтобы давить заграждения и преодолевать ямы и траншеи, сзади — рулевое колесо.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Тевтонский боевой трицикл нарекли «Треффас-Ваген». В ходе разработки его вооружили парой противотанковых ружей и рассматривали даже установку 57-мм пушки «Максим-Норденфельд», как у танка A7V. Но не сложилось.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

На бумаге проект выглядел многообещающим, а вот испытания обнаружили ряд фундаментальных проблем конструкции. Самая главная беда заключалась в неудачном расположении центра тяжести — настолько близко к носу машины, что при попытке пересечь воронку или траншею имелся огромный риск, что машина «встанет» на нос или перевернётся.

Что она и проделала на полигоне.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

В общем, к октябрю 1917 года прототип разобрали. Полученный опыт больше нигде не использовался, и «Треффас-Ваген» остался единственной немецкой попыткой создать бронированную боевую машину с большими колёсами. Вплоть до Второй мировой.

Слоны Ганнибала и Поплавко

Восточный фронт проволочные заграждения опутали не так плотно, как Западный, но проблема этой колючей заразы стояла не менее остро. Тысячи солдат с обеих сторон навеки остались в смертоносных стальных зарослях.

Требовалось радикальное решение, которое дало бы возможность прорвать фронт австро-германцев. И его предложил штабс-капитан Виктор Поплавко.

В ноябре 1915 года офицер командовал 26-м автомобильным пулемётным взводом (броневиков), состоящим из пары пулемётных «остинов» и пушечного «Гарфорда». Также ему выдали полубронированный подвозчик боеприпасов «Чародей» на шасси американского четырёхтонного грузовика «Джеффери Квад».

Мощный грузовик проявлял себя гораздо лучше, чем «линейные» броневики, и Поплавко пришла мысль сделать из него полевой разградитель. Его оснастили лебёдкой, якорями-кошками с тросами, лёгким разборным штурмовым мостом, а также специальным устройством, которое подминало и рвало проволоку.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Похожий «нож» смонтировали на первом французском танке «Шнейдер СA-1», разработка которого начиналась примерно в это же время, а также на опытном бронетракторе «Фильц». Что ж, схожие задачи вызывают схожие решения.

Терминаторы против колючки на Первой мировой

С тактической точки зрения идеи Поплавко предвосхитили появление БРЭМ, БМП, штурмовых групп, танков-мостоукладчиков, танков снабжения и, отчасти, инженерных машин разграждения. При этом Виктор Родионович — в отличие от своих зарубежных коллег — очень подробно описал тактику своих бронеавтомобилей.

Штурм-машина делала проход в проволоке. Затем находившиеся на борту «десять нижних чинов, вооружённых кинжалами, маузерами и ручными гранатами» врывались в окопы, затыкая пулемёты противника и давая время подойти основной массе пехоты. Также для преодоления препятствий предполагалось использовать штурмовые лёгкие мосты.

Причём этих «слонов Ганнибала» — как называл их бывший лётчик, пехотный офицер, а теперь бронеходчик и конструктор — предлагалось применять массированно, поскольку в этом виделся залог успешного прорыва.

Всё это происходило в январе 1916 года — за восемь месяцев до дебюта танков на Сомме и почти за два года до битвы при Камбре со всеми её тактическими нововведениями.

Танк разрушает проволочные заграждения в ходе тренировок перед началом Битвы при Камбре, октябрь 1917 года
Танк разрушает проволочные заграждения в ходе тренировок перед началом Битвы при Камбре, октябрь 1917 года

Испытания и доводка машины не прекращались. В мае 1916 года её показали начальнику инженеров 7-й армии и другим высоким чинам. Машина спокойно преодолела четыре ряда кольев, а потом столько же рядов кольев с «колючкой», оставляя за собой проход для пехоты.

«Результаты испытания поразительны», — доносил в Ставку полковник Полянский.

Изобретение Поплавко заметили на высшем уровне и дали добро на формирование бронедивизиона особого назначения (БАДОН) из 30 машин. К сожалению, эта часть под командованием Поплавко не успела к Луцкому прорыву, где броневики могли сослужить хорошую службу. «Слоны Ганнибала» прибыли на фронт осенью 1916 года. Решено было засекретить эти машины, а также построить еще 90 броневиков для трёх новых дивизионов к генеральному наступлению весной 1917 года…. которого не случилось из-за революции и развала армии. Броневикам пришлось прикрывать отступление русских войск — причём порой с большой эффективностью: отступая, они часто вывозили армейское имущество и раненых в грузовом отсеке.

Броневик БАДОНа Бронированного Автомобильного Дивизиона Особого Назначения, лето 1917 года
Броневик БАДОНа (Бронированного Автомобильного Дивизиона Особого Назначения), лето 1917 года

Ну а порой «Джеффери-Поплавко» вполне могли играть роль отсутствующих у русских танков, хоть и с оговорками. Потом большинство машин досталось красным. Пару отбили поляки, а ещё два «танка» даже занесло в послевоенный Берлин, где фрайкоры использовали их в подавлении коммунистического восстания.

Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко участвует в уличных боях. Берлин, январь 1919 год
Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко участвует в уличных боях. Берлин, январь 1919 год

Живучие идеи

Хорошие идеи умирают редко. Они могут изменить форму, но суть остаётся прежней на долгие десятилетия, а то и дольше.

Преемственность идей прекрасно видна, если сравнить фото французского блиндированного трактора «Фильц» с приспособлением для борьбы с колючей проволокой и БМП LAV-25 с двумя антипроволочными «ножами».

Терминаторы против колючки на Первой мировой

Французская машина, построенная в январе 1915 года на базе сельскохозяйственного трактора «Фильц».

Эта машина должна была бороться с колючей проволокой. Прототип даже показали маршалу Жоффру, и тот положительно оценил изобретение. Но, как и в случае с другими образцами, полевые испытания выявили массу недостатков — и проект свернули.

И колючка, и ножи для борьбы с ней живее всех живых и в 2019 году
И «колючка», и ножи для борьбы с ней живее всех живых и в 2019 году (фото: Алексей Тарасов)

Колючей проволоке уже почти полторы сотни лет, но она не спешит сходить со сцены — как и средства для борьбы с ней.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

115K
80
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

80K
35
38
48
Что такое сверхманёвренность?

В разговорах о современных самолётах, особенно о пятом поколении, часто употребляется термин «сверхманёвренность». Что это такое и зачем она нужна современной авиации — попробуем разобраться.

26K
44
103
94
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0