Белорусско-китайский союз: технические особенности парада Победы в Минске

Летающие гранатомёты

Воздушная часть стала вполне стандартной. Вертолёты Ми-8 и Ми-24, недавно приобретённые истребители Су-30СМ, МиГ-29, учебно-боевые Як-130 и L-39, штурмовики Су-25 да Ил-76 с Ан-26 как представители военно-транспортной авиации.

Но в Беларуси развивается и собственная беспилотная авиация. Проектируются различные виды беспилотников — например, «сидящие» наверху платформы квадрокоптеры. Тот, что с трубой реактивного гранатомёта под «брюхом», белорусские умельцы креативно назвали «Барражирующая труба». Более крупный вариант со спаркой РПГ-26 прозвали «Квадро-1600».

(Фото: Минобороны РБ)

Теоретически они могут поразить вражескую бронетехнику или иную цель на безопасном удалении от оператора. Чуть ниже расположился БПЛА комплекса разведки «Бекард-2». Достаточно стандартный аппарат тактического уровня может находиться в воздухе до полутора часов, обозревая окрестности. Построен он по стандартной для БПЛА этого класса схеме «летающее крыло» (как и российские «Элерон», Zala и множество западных моделей).

БПЛА 1ЛА-120-К (на фото он внизу) покрупнее и уже может рассекать небо в течение трёх часов. Он служит для тренировки расчётов ПВО и для разведки местности, а компоновкой напоминает российский «Форпост» (он же израильский «Серчер»)

Различных проектов ещё много. Доступная электроника из Китая и множество разработанных решений позволяют даже небольшим странам стать   «авиационным державами».

Воздушная мишень «Беркут» с турбореактивными двигателями может имитировать дозвуковые реактивные истребители и тактические ракеты (фото: Минобороны РБ)

Занимаются в стране и беспилотными вертолётами. На параде можно было видеть лёгкий беспилотный вертолёт-разведчик I.N.SKY разработки КБ ИНДЕЛА с максимальной взлётной массой 140 килограмм и, по уверениями разработчиков, способный пускать ПТУРы.

Такое стремление сделать сделать этот сектор недорогой точкой входа отечественного производства вполне похвально. Экспериментируют белорусы и с наземными «дроидами». Гусеничные «берсерки» со спаркой четырёхствольных ГШГ-7,62 наводят страх уже одним своим видом.

(Фото: Минобороны РБ)

На соседнем с ним МАЗе на параде ехал новый собрат — робокомплекс «Вистл» («свистулька») с пакетом из 18 направляющих для 57-мм ракет С-5. Его, в отличие от «Берсерка» и противотанкового «Богомола», показали впервые.

Командовать парадом будет FAW

А вот что касается сухопутной техники, то видно, как страна ищет свой путь по развитию армии и вооружений, нащупывая способы диверсификации. Часто эта дорожка приводит на магистраль военно-технического сотрудничества с Китаем. Об этом говорят и представительские кабриолеты командующих парадом — уже несколько лет в республике в этой роли выступают автомобили FAW Hongqi L5, изготовленные по спецзаказу. Кроме того, белорусские военные используют несколько моделей китайских легковых автомобилей: от представительских Hongqi H7 до Geely SC7 местной сборки.

(Фото: Минобороны РБ)

Прочно обосновалась в белорусской армии и китайская бронетехника.

(Фото: Минобороны РБ)

Внедорожники Dongfeng Mengshi были поставлены в Беларусь лет пять назад, получив при этом имя «Богатырь». Многие их путают с американскими «Хамви» — и не зря. Родовые черты источника вдохновения для китайских инженеров видно издалека. Эти машины, вооружённые 12,7 мм пулемётами, АГС и ПТУРами, используют белорусские силы специальных операций.

(Фото: Минобороны РБ)

Тяжёлые бронемашины Dajiang CS/VN3 («Дракон») также стоят на вооружении спецназа. Девятитонные четырёхосные автомобили производит корпорация Poly Technologies. Полная масса составляет 8700 кило с двигателем в 245 лошадиных сил, запас хода — 600 километров. Помещаются туда два человека экипажа и восемь десантников. Противопульная броня, минозащита. Вооружены, как правило, пулемётами или автоматическими гранатомётами. Короче, что-то среднее между «Тигром» и «Медведем». Хорошо — тем более что даром. Первую партию «драконов» безвозмездно поставили в 2017 году.

Зроблена ў Беларусi

(Фото: Минобороны РБ)

Но в стране разрабатывают и выпускают и собственную боевую технику. Белорусскую бронемашину «Кайман» создали как глубокий апгрейд советской БРДМ с основательно перепиленным корпусом и использованием узлов БТР-60. Бронерептилия может плавать и перевозит шесть человек вместе с экипажем. Серийный выпуск крокодильей морды для белорусских ВДВ ведётся на 140-м ремонтном заводе.

(Фото: Минобороны РБ)

Ну, это точно «Тигр-М»! Да, но не совсем. Это «ЛИС-ПМ», созданный Минским заводом колёсных тягачей («МЗКТ-Волат») совместно с российской «Военно-промышленной компанией» на основе машинокомплектов ВПК-233136 «Тигр». Такая вот лицензионная версия для внутренних войск МВД с полуоткрытой защищённой турелью.

Есть и более тяжёлые машины. Белорусский MRAP «Защитник» (на фото справа) впервые представили в феврале этого года. Почти двадцатитонную махину создали на базе МАЗ-631708 и оснастили двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л. с. «Защитник» оснащён бронёй по четвёртому-пятому классу STANAG и перевозит 14 бойцов.

(Фото: Минобороны РБ)

Слева от «Защитника» — универсальная боевая платформа УБП минского ОКБ ТСП, также известная как «Секач». При этом машина отличается солидным 3-м уровнем защиты — от 7,62 бронебойных пуль и подрыва восьми кило тротила под колесом. Десант помещается в отдельном корпусе-модуле на десять человек. На это бронированное шасси можно поставить любой модуль или вооружение по желанию заказчика.

Любой каприз за ваши деньги!

Пока есть не менее четырёх разработанных стандартных модулей. Некоторые сравнивают такую компоновку с родоначальником жанра — минозащищённым южноафриканским транспортом Buffel.

Также в колонне военно-промышленного комитета можно было увидеть бронемашину Volat V1 постройки того же МЗКТ в разведывательном варианте. Масса машины составляет около девяти тонн, и её тоже можно назвать тяжёлой бронемашиной или лёгким БТРом (на десять человек). Volat снабжён 215-сильным турбодизелем ЯМЗ-53452. Ожидается, что скоро эта машина пойдёт в серию и поступит на вооружении белорусской армии.

Среди белорусской бронетехники есть ещё и Asilak от «Белспецвнештехники», явно произошедший от российского «Бурана».

РСЗО «Флейта» на параде 9 мая 2020 года в Минске (фото: Sergiys)

Именно на базе «Асилака» («Силача») произвели инфернальное чудо — 80-ствольную (!) РСЗО «Флейта», которая может устроить продолжительную трель 80-мм неуправляемых авиационных ракет С-8. Мечта воина пустынь и дебютант парада — как и «Защитник».

А потом ты научишь меня танцевать «Полонез»?

Парад в Минске можно назвать выставкой передовых достижений завода МЗКТ-Volat, который много десятков лет специализируется на тяжёлых колёсных тягачах как для комплексов ПВО, так и для мобильных ракетных комплексов вроде «Тополя». МЗКТ-шные многоосные махины поставляются в Россию, страны постсоветского пространства и даже в Венесуэлу, Турцию и страны Персидского залива.

«Ракеты ваши — тягачи наши», именно по такой формуле создали китайско-белорусскую РСЗО «Полонез».

(Фото: Минобороны РБ)

«Полонез» представляет собой пусковую установку для восьми 301-мм китайских ракет A200 на шасси МЗКТ-7930. Утверждается, что новые ракеты позволяют достигать дальности до 300 километров.

Вообще, повышение дальности залповых ракетных систем — это повсеместный тренд, как и повышение точности и «интеллекта» боеприпасов для них. Впервые комплекс показали четыре года назад — на том же параде Победы в Минске. Кроме белорусской армии такие комплексы купил ещё и Азербайджан.

Комплекс ПВО средней дальности «Бук» тоже прошёл капитальный апгрейд. Для «Бук-МБ3К» специально разработали четырёхосное шасси МЗКТ-692250. На трёхосной базе передвигаются и комплексы «Тор-М2», также представленные на параде

Пуско-заряжающая машина комплекса «Бук-МБ3К» (фото: Минобороны РБ)

Белорусские «грады» тоже обрели доморощенное шасси, которое позволяет перевозить ещё и запасной боекомплект. Всё это называется «Белград». На МАЗе базируется и модернизированная версия «Ураган-М», продемонстрированная на параде.

(Фото: Минобороны РБ)

Проехала и одна из новейших разработок МЗКТ — новый тяжёлый танковоз. Грузоподъёмность белорусских танковозов достигает 140 тонн (версия по заказу ОАЭ).

Также МЗКТ разработал трёхосные и четырёхосные полноприводные грузовики МЗКТ-600100 и МЗКТ-600201, которые могут не только перевозить грузы, но и выступать базой для различных спецмашин.

МЗКТ, впрочем, не чуждается и малых форм. Грузовик МЗКТ-500200 — идейный и компоновочный наследник «шишиги» ГАЗ-66. Для белорусской армии создали модификацию для транспортировки 120-мм миномёта 2Б-23 «Нона-М1» и его расчёта.

(Фото: Минобороны РБ)

А танки? А что танки? Танки представлены достаточно бюджетной российской модернизацией Т-72Б3. Очень удобно для соревнований в танковом биатлоне.

(Фото: Минобороны РБ)

И конечно, не обошлось без традиционных партизан тоже.

(Фото: Минобороны РБ)

Такой вот парад, из которого ясно, что Беларусь активно сотрудничает в военно-техническом плане не только с Россией, но и всё больше сближается с КНР, играя на своих преимуществах развитого тяжёлого машиностроения, и пытается, где возможно, внедрять собственные разработки — от беспилотной авиации до колёсной бронетехники.

С каждый годом армии стран постсоветского пространства всё больше и больше обретают собственную специфику и колорит, что для настоящего шизомилитариста — просто праздник какой‑то.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий