Фильм «Вторжение»: пришельцы здорового человека

«У нас есть такие приборы!»

Вступительные титры в стиле передачи «Очевидное-невероятное» напоминают, что было три года назад, то есть в фильме «Притяжение». Необычный, но хороший ход. Зрителя аккуратно вводят в прошлые события мира «Вторжения».

А что же теперь? Поскольку пришельцы — реальны, то Россия разворачивает в космосе системы их поиска. Процесс вывода на орбиту выглядит красиво и для фантастического боевика убедительно.

Тем временем симпатичная студентка Юля живёт обычной жизнью на Земле. Точнее, пытается, ведь Юля — единственная, кто близко общался с исчезнувшим пришельцем. Поэтому за ней незаметно и неотступно ходят крепкие люди с гарнитурой за ухом. Отличный показ службы, которая «и на первый взгляд, как будто не видна».

Ещё плюс — «будущее сегодня». На лекциях в МГУ уже показывают роботов с искусственным интеллектом. Но счастья всем не ждите! Напротив, мирные учёные, хоть и не британцы, нередко оказываются циничнее «злобной военщины». Например, уважаемый лектор для демонстрации ограниченности искусственного интеллекта спокойно избивает робота на глазах студентов. А вот «военщина» как раз весьма человечна, особенно в лице героя Олега Меньшикова — генерала и отца Юли.

С одной стороны, учёным просто кровь из носу интересно вытащить из единственного свидетеля подробности контакта с пришельцем. Их можно понять — это ж какой скачок для человечества будет!

Подопытная

С другой — делать из живого человека подопытную крысу, да ещё чуть ли не одноразовую… А вот «индейская народная изба» вам!

Поэтому генерал лично отряжает для заботы о Юле молодого опытного спеца. Этот ход отлично показывает ситуацию «мне бы ваши проблемы, юная столичная студентка». Стоит помнить, что на нашей планете и правда полно очень непростых мест…

Спец

И вот тут буквально на голову землянам сваливается пришелец.

«Опасаясь контрразведки, избегая жизни светской»

Оказывается, герой «Притяжения» — первого фильма вселенной — Хэкон выжил и вернулся на Землю, незаметно для других героев (а вот зрителям намёк дали). Теперь у пришельца есть… работа и домик в деревне. Если в первом фильме герой был во всех смыслах не от мира сего, то сейчас инопланетянин настолько освоился, что даже шутит, причём смешно! И придумал себе имя — Харитон.

Опять же приятно, что сценаристы поработали над развитием персонажа. Сейчас это, увы, редкая вещь, и не только в отечественном кино.

Кстати, вертикальная ферма пришельца с грядками — абсолютно реальная технология. Работает много где, в том числе и у нас.

Хэкон

Замечательная гонка по Москве. Наглядно (и забавно) продемонстрировано, что на личных авто по городу ездят либо мазохисты с понтами, либо пришельцы с постоянной помощью «свыше».

Война умов

Внезапно мир вокруг буквально сходит с ума. Армия исполняет приказы генералов — которые те не отдавали, а говорили совершенно противоположные вещи. Дикторы выходят в прямой эфир с ужасными новостями — на глазах тех же изумлённых ведущих, которые даже не в студии. А уж простые москвичи… Надо просто видеть всеобщее офигевание!

Да, это и есть обещанное в названии «вторжение». Искусственный интеллект («ружье Чехова» из начала фильма сработало) из космоса много лет изучал человеческое общество. И теперь «дёргает за ниточки», имитируя любое событие, внешность, голос… Любое.

По телефону, телевизору, в соцсетях — словом, везде, где есть электроника. И это страшно.

Наш мир абсолютно беззащитен.

Теперь летающие тарелки с треножниками попросту не нужны. Люди сами сделают всё нужное пришельцу.

Хотя кое-что из классики жанра пригодилось.

Оказывается, современная Москва — очень красивый город. И там полно мест, достойных показа на экране: пришельцы ведь всегда атакуют наиболее примечательные объекты, которые приятно узнавать. К тому же спецэффекты во «Вторжении» выполнены на очень хорошем уровне: не только не стыдно, но и приятно, что теперь — можем.

Помогают зрелищу и разнообразные машины милитаризма, особенно вертолёты Камова. А уж чего стоит диалог о секретном супероружии: _«Мы с вами прекрасно знаем, что у нас его нет! — Мы с вами прекрасно знаем, что у нас оно есть!».

Заметна искренняя любовь создателей фильма к ретро-технике — которая внезапно станет буквально спасительной.

Нагнетание напряжения на экране местами великолепно, давно так не переживал. Но при общем благоприятном фоне есть и ложки дёгтя.

Через тернии — в будущее кино?

Пожалуй, наиболее горькая «ложка» — один из ключевых героев. Его подают как настоящего профи с огромным опытом и выдержкой. Всему городу буквально кричат: «Не верьте!». А наш герой — поверил и не проверил, хотя мог и должен был. И его поступки портят едва ли не всю картину.

Вторая ложка дёгтя — скорее стилевая придирка. Увы, в нашей стране фантастика, особенно боевая, много десятков лет считалась чем-то непристойным. Поэтому фантасты долго реагировали в стиле «не бейте нас, мы хорошие — творим серьёзный жанр».

В фильме с названием «Вторжение» ожидаешь больше милитаризма. А боевые сцены, где герои воюют «по своей воле» (а не по злому наущению), сняты едва ли не застенчиво. Несколько секунд — и уходим дальше, к непростым размышлениям.

Вообще, думать полезно — ведь и темы подняты серьёзные. Но, увы.

Получилась эдакая смесь «Дня независимости» и «Прибытия». Да, и тут и там есть пришельцы, армия и гражданские. Но жанры-то совершенно разные!

В разруганном многими «Аванпосте» — провальное начало и крайне неубедительные отношения главных героев. Но зато какие там бои ближе к финалу! Пожалуй, нигде больше в кино так наглядно не показывали, на что способна современная техника против толп невольных «зомби». Причём «зомби» эти очень даже опасны — с логичной именно для них тактикой, и «дружественный огонь» обоснован убедительнее, пусть и техномагией.

Во «Вторжении» же иногда буквально слышны мысли авторов: «Да, у нас есть приборы — но мы же мирные люди». Возможно, сказывается, что Бондарчук — человек всё же советской закалки: с агрессивным пацифизмом, поисками глубокого смысла и секретностью любого оружия.

С другой стороны… положа руку на сердце и поглядев вокруг, — много вы знаете хороших фантастических боевиков, вышедших за последние лет двадцать? В мировом масштабе? То-то и оно. Либо глумление над трупами легендарной классики, либо «многосерийные» комиксы — и то удачные далеко не всегда.

Китайские товарищи тоже, к сожалению, эталонно «сливают» многообещающие проекты. Сравните «Вторжение» с   «Шанхайской крепостью». А уж творения британских учёных британского телевидения

Всего дюжину лет назад потуги отечественных креативщиков «У меня спецэффектов больше, чем в „Гарри Поттере“» вызывали злой хохот. Теперь — другое дело.

Эволюция того же Бондарчука весьма показательна — до «Сталинграда» я бы не поверил, что он вообще сможет снять хорошее кино. А «Сталинград» отчасти снят прямо по дневникам военкора Василия Гроссмана.

«Вторжение» — не идеальный фильм. Но развитие явно идёт правильной дорогой. Технически мы уже можем делать кино не хуже Голливуда — да и не только Голливуда. Надеюсь, научимся и остальное.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий