itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианосная экзотика: от Австралии до Голландии

Классики предлагают разорять малые страны путём дарения крейсеров. Но если хочется разоряться «как большие», то крейсер — это мелко. В XX веке сразу несколько стран, которые сложно подозревать в больших геополитических амбициях, завели себе авианосцы. Зачем они это делали, и что из этого вышло? Посмотрим.

/
18K
27
4
161

Классики предлагают разорять малые страны путём дарения крейсеров. Но если хочется разоряться «как большие», то крейсер — это мелко. В XX веке сразу несколько стран, которые сложно подозревать в больших геополитических амбициях, завели себе авианосцы. Зачем они это делали, и что из этого вышло? Посмотрим.

Раньше мы уже знакомились с авианосными амбициями флотов второго эшелона. Но это всё так или иначе флоты крупных держав, c серьёзными планами и возможностями. Сегодня попробуем посмотреть, как и зачем авианосцы заводили страны, не претендовавшие на величие.

Австралия

У обитателей страны коал, кенгуру и шираза хотя бы ясен мотив. За время войны на Тихом океане авианосцы убедительно продемонстрировали свои выдающиеся возможности, и воевавшие бок-о-бок с янки австралийцы цену «плоским палубам» знали.

Конечно, постройку новых они бы ни за что не потянули — бюджет и без того не в лучшем виде, а тут ещё демобилизованных трудоустраивать и лечить — но выручил случай: у «родительского» Королевского флота совпало отсутствие средств и наличие немалого числа свеженьких (или даже строящихся) авианосцев. Вводить их все в строй не было ни денег, ни смысла, и Лондон начал сбывать лишние кораблики по сходной цене.

HMAS Sydney
HMAS Sydney (фото: Whites Aviation)

Сбывали в первую очередь самым братским по Содружеству народам, и австралийцы тут были на первом месте.

Планы создания Великого Флота Страны Кенгуру предполагали покупку трёх авианосцев: чтобы как минимум два всегда были в готовности, а третий мог бы оставаться в ремонте, например.

В цепких лапах бухгалтеров хотелки ожидаемо усохли, но на два недостроенных лёгких авианосца типа «Маджестик» деньги нашлись.

Первый, «Террибл», был почти готов, и его взяли без серьёзных переделок. Под именем «Сидней» он вошёл в строй уже в 1949 году. Второй, «Мельбурн», получили только в 1956, но уже перестроенный по новейшим веяниям моды — с угловой палубой и паровой катапультой, что позволяло использовать реактивные самолёты.

Между ними вклинился взятый в аренду у англичан «Вендженс» типа «Колоссус», который использовался преимущественно как учебный с 1952 по 1955 годы, до прихода «Мельбурна».

К тому времени сердца бухгалтеров ещё более ожесточились, и «Мельбурн» по факту остался один: «Сидней» отправили в резерв и переделали в транспорт.

HMAS Melbourne
HMAS Melbourne

Австралийские авианосцы оказались довольно боевиты. «Сидней» использовался по прямому назначению у берегов Кореи во время войны и первый год после подписания перемирия. Потом, во время войны во Вьетнаме, уже как транспорт, он совершил 25 «ходок», перевозя туда-обратно солдат и грузы австралийского «ограниченного контингента».

Мощно отличился и «Мельбурн» — мало какой послевоенный авианосец может похвастаться тем, что утопил за время службы два эсминца. Правда, своих… Правда, тараном… И, в общем, они сами нарывались.

Если быть точным, то в 1964 году «Мельбурн» протаранил австралийский, а ещё через пять лет — американский эсминец.

В 1982 году он был списан, но несмотря на такую специфическую карьеру, отношение к «Мельбурну» у австралийских интернет-флотофилов нежное, и по нему скучают.

HMAS Sydney и HMAS Melbourne на заднем плане
HMAS Sydney и HMAS Melbourne на заднем плане

Впрочем, у них состоялся почти что реванш: недавно Королевский австралийский флот получил два построенных по испанскому проекту универсальных десантных корабля типа «Канберра». Они могут даже принимать самолёты укороченного взлёта и вертикальной посадки. Конечно, если австралийское правительство расщедрится в итоге на F-35B. А пока обходятся вертолётами.

Кстати, после списания «Мельбурн» продали на слом в Китай, а ушлые китайцы предпочли его разобрать и изучить, закладывая так основу своих авианосных планов.

Канада

Канадцы во время войны тоже оценили важность авианосцев, но немного «с другого бока». Пока над беспощадно-синими просторами Великого океана бесчисленные армады палубных самолётов сшибались в жарких воздушных битвах и бомбили райские атоллы, в суровой северной Атлантике машины с эскортных авианосцев искали немецкие подводные лодки, прячущиеся под бесконечными волнами цвета стали и камня.

В Канаде набрали экипажи двух британских эскортников, переданных в итоге канадцам же в аренду. В конце войны Оттава и Лондон совместно решили, что Королевскому канадскому флоту пора получить «взрослые» корабли.

HMS Warrior
HMS Warrior

Первым делом, в 1946 году канадцы получили лёгкий авианосец «Уорриор» типа «Колоссус».

Однако тут случился конфуз: англичане по доброте душевной впарили бывшей колонии корабль, построенный в конце войны в «тропической» комплектации, просто не подготовленный к эксплуатации в приполярных водах.

Попытка эксплуатации его у канадских берегов внезапно оказалась не совсем удачной, и с самыми тёплыми пожеланиями его вернули обратно.

HMCS Magnificent
HMCS Magnificent

Подумав, канадцы решили, что обойдутся одним авианосцем — этим одним стал «Маджестик», головной авианосец своего типа, переименованный в «Магнифисент» и получивший кличку «Мэгги». Он вошёл в строй в 1948 году и лавров не снискал.

За время службы до 1957 года самым близким к чему-то боевому стала доставка канадских миротворцев в Египет после Суэцкого кризиса.

На смену «Мэгги» пришёл однотипный «Бонавенчур», без происшествий прослуживший до 1970 года. Разве что во время Карибского кризиса он участвовал (хоть и безрезультатно) в поиске советских субмарин в западной Атлантике.

HMCS Bonaventure
HMCS Bonaventure

В целом канадский авианосный флот с момента рождения и на протяжении неполной четверти века существования был в первую очередь противолодочным средством, что вкупе с довольно пассивной внешней политикой привело к тому, что сгинул он достаточно незаметно.

Нидерланды

Сейчас словосочетание «голландский авианосец» (мы знаем, что правильно — «нидерландский», но так нам привычнее) заставляет задуматься об употреблении всякого, что в этой Голландии разрешено.

Однако он был, и самый всамделишный. Тут нужно вспомнить о существовании Голландской колониальной империи (как звучит!), которая, конечно, была не чета английской, да и лучшие её годы прошли в XIX веке. Во Вторую мировую войну из серьёзных владений стоит отметить Голландскую Ост-Индию. После окончания войны и изгнания японцев колония внезапно захотела стать независимой Индонезией и начала войну с метрополией.

На фоне этой войны Нидерланды решили, что им нужны сильный флот и полноценный авианосец (маленький эскортный у них уже был и понравился). Пошли они к тем же англичанам и купили очередной «Колоссус», а именно «Венеребл». Корабль получил имя «Карел Дорман», в честь без дураков героического голландского адмирала, погибшего в сражении с превосходящими силами японцев в Яванском море в 1942 году.

HMS Venerable
HMS Venerable

Кстати, до сих пор его имя несут самые «представительные» корабли ВМС Нидерландов. Сейчас это многоцелевой десантно-транспортный корабль.

На подавление индонезийского стремления к независимости «Карел Дорман» не успел; корабль получили в 1948 году, когда подавлять было уже поздно.

Однако утеряны были не все колонии — осталась западная часть Новой Гвинеи, из которой собирались сделать формально независимое государство (на деле, желательно, зависимое).

Это не входило в интересы соседней Индонезии, которая сначала долгое время добивалась этой территории дипломатическим путём, а потом приступила к подготовке полномасштабного вторжения.

Для его отражения в 1962 году в регионе были развёрнуты имевшиеся силы ВМС Нидерландов во главе, конечно, с «Карелом Дорманом».

И тут мы подходим к самому интересному для отечественного читателя.

Дело в том, что лидер народно-освободительной войны и будущий пожизненный президент Сукарно (впоследствии, как в таких случаях и бывает, умерший под домашним арестом после свержения бывшими товарищами по борьбе) знал, с кем надо дружить, когда ты борешься с мировым империализмом!

HNLMS Karel Doorman
HNLMS Karel Doorman

Как раз в преддверии западногвинейского кризиса Москву убедили в социалистической ориентации, в гости позвали Хрущёва, и в страну полилась военная помощь. Мы как-то упоминали, что туда занесло аж поршневые Ла-11. Но кроме «Лавочкиных» прислали игрушки и посерьёзнее.

Летом 1961 года прямо с Чёрного моря туда перегнали ракетоносцы Ту-16КС. Местных, конечно, пытались учить, но получалось не очень. «В случае чего» реально в бой должны были пойти советские лётчики (а были там и подводники, и много других военспецов).

Советские лётчики-черноморцы должны были атаковать противокорабельными ракетами голландскую авианосную группу, развёрнутую для защиты Новой Гвинеи от захвата Индонезией.

Это надо читать вслух, чтобы попробовать «на вкус».

Кстати, если бы дошло до столкновения, «Карелу Дорману» пришлось бы, скорее всего, кисло. Это сегодня крылатые ракеты КС-1 кажутся смешными маленькими МиГами без кабины пилота, а тогда это было грозное оружие, рассчитанное на линкоры и ударные авианосцы ВМС США.

Ту-16КС с ракетами КС-1
Ту-16КС с ракетами КС-1

А на голландце из ПВО только пушечки, в авиагруппе — дозвуковые «Си Хоки», по скорости уступающие и самим Ту-16, и их ракетам… Во многом из-за столь серьёзной демонстрации силы после ряда мелких столкновений Нидерландам пришлось пойти на попятный и согласиться с поглощением Западной Гвинеи Индонезией.

После утраты колоний стал не нужен и авианосец. А в 1968 году на «Кареле Дормане» случился пожар в котельном отделении, после которого корабль решили не ремонтировать, а продать.

Кому? Расскажем в следующей части!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0