itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Большой флот Поднебесной: зачем китайцам столько авианосцев?

Китай к 2035 году запланировал себе целых шесть авианосцев! Официальные источники военного ведомства КНР это не комментируют и не подтверждают — но «мнение есть». Цифра в шесть кораблей появлялась и раньше. Но зачем так много? Мы разобрались.

/
12K
39
15
214

Китай к 2035 году запланировал себе целых шесть авианосцев! Официальные источники военного ведомства КНР это не комментируют и не подтверждают — но «мнение есть». Цифра в шесть кораблей появлялась и раньше. Но зачем так много? Мы разобрались.

Из рисовода — в пирата

Китайская традиция с подозрением относится к морским авантюрам.

Благородному мужу приличествует совершенствоваться в бюрократических добродетелях и служить Поднебесной в управе или министерстве, а не бороздить волны с сомнительными целями.

Впрочем, так считали и считают не все. На изрезанных берегах к югу от Янцзы нация чиновников и рисоводов превращается в народ торговцев и пиратов.

Апофеозом китайского мореплавания стали экспедиции флотоводца Чжэн Хэ в начале XV века. Семь раз огромные флоты с титаническими флагманами уходили к Малакке, Цейлону, Индии, Аравии и Африке. Они несли гегемонию династии Мин: дипломатией, торговлей и силой оружия.

Корабль под командованием Чжэн Хэ. Художник Патрик О'Брайан
Корабль под командованием Чжэн Хэ. Художник Патрик О'Брайан

Кто знает, как повернулась бы история, — но после этой серии плаваний империя Мин отказалась от крупных заморских экспедиций. Баловство это, надо стихи слагать и рис распределять.

Спустя полтысячи лет разнузданной флотофобии Китай вернулся к идее морской гегемонии. Так началось зарождение нового великого флота Поднебесной.

Море или смерть

Китай вырвался из тисков догм, построил под руководством компартии корпоративный капитализм и превратился в мастерскую мира. Товары made in China завалили прилавки от центра Нью-Йорка до африканской глубинки. Даже крупнейшие морские ворота Европы потерялись в тени грандиозных китайских хабов глобальной торговли.

Экономика Китая завязана на морские коммуникации. По ним в гавани Поднебесной идёт поток сырья со всего мира — а обратно возвращаются промышленные товары от пластиковых безделушек до высокотехнологичных машин.

Первая мастерская мира, Великобритания, подкрепляла торговлю господством на море. В самых отдалённых водах планеты корабли под британским флагом были готовы разъяснить любому наглецу политику владычицы морей.

Большой флот Поднебесной: зачем китайцам столько авианосцев?

Ныне такой мастерской стал Китай — но волнами правит звёздно-полосатое знамя. Армада из трёх сотен вымпелов, включая одиннадцать авианосцев, способна разгромить коалицию нескольких морских держав разом. Включая Россию и Китай.

Россия меньше зависит от морской торговли, а Китаю морская гегемония США грозит крахом экономики и обрушением государства.

Структура экономики Поднебесной меняется. Пара десятков лет — и экономическая карта мира станет неузнаваемой. Гибкие автоматизированные сборочные линии под боком у богатого потребителя убьют спрос на всё менее дешёвую рабочую силу КНР.

Китай весьма успешно конкурирует и на этом поле. Но кто говорил, что борьба за потребителя ведётся честно? Всегда можно сказать, что Китай недостаточно демократичен. Не даёт независимость Тибету, загоняет в концлагеря уйгуров — и вообще они коммунисты. Наложить санкции, устроить морскую блокаду, понаблюдать с попкорном за гибелью империи и занять освободившиеся рынки.

Китай вкладывает огромные силы и средства в то, чтобы предотвратить этот сценарий.

Через Центральную Азию и Россию протягивается система сухопутных коридоров — но они гораздо дороже водного транспорта. Северный морской путь полностью подконтролен Москве, а в Поднебесной не любят складывать все яйца в одну корзину.

Торговые маршруты китайского интеграционного проекта Один пояс, один путь
Торговые маршруты китайского интеграционного проекта «Один пояс, один путь» (источник фото)

Традиционный путь вдоль южных берегов Азии к Ближнему Востоку и Европе удобнее всего — но его и проще всего перекрыть. И задушить китайскую экономику.

Стратегическая беда Поднебесной

Неисправимая стратегическая проблема России: её порты выходят на пять отдельных акваторий. Их все нужно прикрывать. Какой бы флот ни строили русские — его придётся делить на пять частей, которые не смогут быстро прийти друг другу на помощь.

Положение Китая лучше лишь на первый взгляд. Все выходы из китайских военно-морских баз в открытый океан перекрыты недружественными странами.

«Первая островная дуга» начинается от Цусимы через остальные японские острова до самого Тайваня. Тайвань, дружественный США, в случае кризиса перекрывает возможность флоту КНР перебрасывать корабли между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морем.

Выход из этой акватории преграждают Филиппины, Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Таиланд. С Сингапуром на Малаккском проливе. Эти страны не очень радуются возвышению Китая и его амбициям. С американцами им привычнее.

Для запирания ВМФ НОАК в двух морях при большом желании и расходах не слишком нужен флот. Мобильные береговые ракетные комплексы под зонтиком ПВО, морская авиация с ПКР, глазастые самолёты ДРЛО с прочими РЛС и средствами РЭБ. И «ни хао», товарищи.

Смотр Морских сил самообороны Японии
Смотр Морских сил самообороны Японии (источник фото)

Есть флоты соседних стран — в том числе всё более мощный японский, весьма приличный южнокорейский и разгильдяйский, но большой и амбициозный индийский. За ними маячит грандиозная американская армада, «последний довод демократии».

Есть от чего грустить китайским стратегам.

У председателя много

В Пекине всё это прекрасно понимают, но предпочитают побарахтаться — чтобы получить хотя бы призрачные шансы на успех вместо нулевых.

Китай строит флот. Большой флот, способный бросить вызов правителям морей.

Купленный в 90-е якобы под казино недостроенный советский «Варяг», родственник   «Кузнецова», превратился в китайский авианосец «Ляонин». Завершает испытания второй корабль, полностью построенный в Китае — «Тип 001А». Он войдёт в строй флота уже в обозримом будущем. Его водоизмещение достигло 70 тысяч тонн.

Больше самолётов, больше мазута на борту.

Следом верфи Шанхая и Даляня получили заказы на два корабля «Типа 002». Авианосцы второго китайского поколения, водоизмещением 85 тысяч тонн, оснащённые электромагнитной катапультой и лишённые «советско-британского» трамплина на носу. Сообщается о начале работ на шанхайской верфи над «Типом 003» — первым ядерным авианосцем китайского флота. Он планируется полноценным соперником американским «нимицам» и «фордам».

Проект Типа 003
Проект «Типа 003» (источник фото)

К середине 2030-х годов Пекин планирует выставлять в море четыре ударных авианосных соединения при общем числе в шесть авианосцев. Включая четыре атомных. Ведь часть машин всегда находятся на ремонте и переоснащении. Неизбежно изношенный к тому времени «Ляонин» подумывают продать союзному Пакистану.

Каждый из трёх китайских флотов может получить по два авианосца — с возможностью в любой момент выставить в море как минимум один. Их вооружением станут J-15, а в идеале — претендующие на принадлежность к пятому поколению морские версии J-31. Если их сумеют довести до ума и построить в достаточном количестве.

Сопровождать китайские авианосцы должны новейшие крейсеры типа 055 и фрегаты с подлодками. На бумаге всё выглядит красиво. Почти. Если забыть о стратегических реалиях, боевом опыте, неизбежных проблемах и вульгарных деньгах.

Если завтра война?

Американцы целенаправленно снижают свою зависимость от Китая. Такой курс продолжится при любых администрациях в Белом доме. Это с каждым годом будет повышать готовность США к противостоянию с КНР.

В свою очередь, Китай может не выжить без создания «сферы сопроцветания». Он поглядывает на Тайвань. Операция по «восстановлению территориальной целостности Китая» с каждым годом будет становиться для Пекина всё проще.

Авианосец Ляонин
Авианосец «Ляонин» (источник фото)

В случае успеха КНР наглядно продемонстрирует военную мощь и готовность её применять. Кто-то попробует «примазаться» к потенциальному лидеру, а кто-то ощетинится оружием.

Будет расти напряжённость в Южно-Китайском море, критически важном для китайской торговли и экономики. Нехватку кораблей компенсируют островными бастионами в архипелаге Спратли. Там могут быть размещены китайские баллистические ПКР DF-21D и их наследники, созданные для поражения авианосцев противника.

Китайцы расширяют военное сотрудничество с Пакистаном. Возможно регулярное базирование одной из китайских авианосных групп в порту Карачи в Пакистане — для проецирования силы в район Персидского залива и Аравийского моря. Там же будет доживать свой век флагманом пакистанского флота «Ляонин».

Даже в случае полного успеха всех китайских планов — этого всё равно будет недостаточно.

Американцы с их 11 авианосцами могут в 30-дневный срок стянуть в любую точку планеты кулак из шести ударных авианосных групп. И спустя ещё пару месяцев подогнать седьмую. Остальные корабли в любой момент времени находятся на ремонте или модернизации. Но помимо «нимицев» и «фордов» у США есть и девять авианесущих десантных кораблей.

Американская авианосная группа во главе с Рональдом Рейганом
Американская авианосная группа во главе с «Рональдом Рейганом» (фото: Дилан Маккорд)

Это только американцы. Ещё есть НАТО и союзники Вашингтона в Азии — в том числе крепко увлёкшиеся морской авиацией британцы и японцы.

Пока китайцы не завершат разработку полноценных катапульт, с чем есть проблемы, — они смогут запускать с трамплинов лишь самолёты с лёгкими ракетами. Американские катапульты поднимают в воздух машины с более внушительным арсеналом, включая противокорабельные «гарпуны» и прочие радости для врагов демократии.

Даже если китайцы поставят в строй авианосную версию J-31 — это будет сырая машина с не слишком опытными пилотами. Она, скорее всего, будет уступать F-35. Если не поставят — с машинами пятого поколения придётся сражаться «старичкам» J-15.

J-31 взлетает с палубы Ляонина. Пока что — на рисунке
J-31 взлетает с палубы «Ляонина». Пока что — на рисунке (источник фото)

В этом случае даже японско-британский морской союз сможет выставить два-три авианосца. И даже без помощи «большого брата» у него есть все шансы устроить китайскому флоту из трёх-четырёх АУГ Мидуэй пополам с Цусимой. Даже под огнём ракет с островных баз: и японцы, и англичане уделяют много внимания корабельным системам ПРО.

В случае участия американцев соотношение сил станет разгромным. Даже если китайцы к тому времени смогут построить и содержать не шесть, а десять авианосцев, скажется превосходство во всём: численности кораблей и самолётов, опыте пилотов и моряков, надёжности матчасти и техническом оснащении.

Впрочем, Мидуэя 2.0 мы, скорее всего, не увидим. Авианосцы — корабли немыслимо ценные и дорогие. Даже в случае прямого вооружённого столкновения их будут беречь как зеницу ока и не рисковать без лишней надобности.

Зачем тогда всё это?

Шансы у китайцев на разгром коалиции вероятных противников призрачны. Даже съесть Тайвань без помех им дадут вряд ли. Но лучше иметь хотя бы тень шанса, чем вовсе остаться без него. Когда-то казались смехотворными и перспективы нищей Англии против всемогущей Испанской империи.

Кто знает, какие неожиданности поджидают врагов Китая? А на случай разных приятных внезапностей, вроде ухода американцев из Азии, лучше быть самым сильным.

Большой флот Поднебесной: зачем китайцам столько авианосцев?
(Источник фото)

Да и обеспечивать свои интересы на Ближнем Востоке, в Африке или Латинской Америке лучше, имея способность в любой момент отправить к проблемным берегам пару авианосцев и десантные корабли с оравой морпехов.

Как развивалась бы ситуация в Венесуэле, если бы на рейде Ла-Гуайры маячил силуэт атомного авианосца под красным флагом, а улицы Каракаса патрулировали флегматичные товарищи с QBZ 95?

Да, авианосцы — это очень дорого. Но польза от статуса второй морской державы планеты может перекрыть все расходы с лихвой. А что, если и первой?

Поэтому Китай прав, что строит авианосцы. Как та лягушка в кувшине.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
WARBLOGS