Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

A-26

Почему бы не начать по алфавиту, с буквы A? Благо A-26 Invader (в послевоенную карьеру назывался B-26) это заслужил. Многоцелевой двухмоторник использовался как лёгкий бомбардировщик, штурмовик, разведчик и ночной истребитель. Он славно послужил американцам на Тихом океане и в Европе. После войны ресурс А-26 позволил самолёту продолжить карьеру.

A-26 отлично подходил для борьбы с партизанами, да и вообще для неравных войн. Летающая пулемётная батарея (только в носу — до восьми 12,7-миллиметровых пулемётов, а можно было и под крылья столько же повесить) с мелкими бомбами и ракетами оказалась незаменима на охоте за людьми или транспортом. Приятнее всего, конечно, когда у врага нет ни истребителей, ни мощной ПВО. Особенно Invader отличился в Корее, а дальше повоевал и в Азии, и в Южной Америке, и в Африке (не всегда в американских руках). Именно A-26 использовался в ходе «свинского» вторжения ЦРУ на Кубу — высадки в заливе Свиней. Самолёт, пока не исчерпал ресурс, активно применялся во Вьетнаме (по такому случаю «деда» даже модернизировали), а в странах «третьего мира» дослужил до конца 1970-х гг.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

«Инвейдерам» досталось завидное боевое долголетие. Самолёт служил в ВВС множества стран мира, помимо Вьетнама, активно участвовал в конголезском конфликте, в операциях против партизан в Латинской Америке, в попытке высадки контрреволюционеров в заливе Свиней на Кубе и в ряде других локальных конфликтов. Немало этих самолётов летает и по сей день.

P-51

Mustang заслуженно носит звание «истребитель-легенда». Однако век истребителей короток — что поделать, конкуренция велика. Хотя после Второй мировой американцы начали перевооружаться на реактивную авиацию, «Мустанг» не могли заменить мгновенно. Более того, после войны ещё производилась и стала последним принятым на вооружение поршневым истребителем необычная «сдвоенная» модификация F-82 Twin Mustang.

И она, и обычный «Мустанг» повоевали в составе американских ВВС в Корее. Когда подоспело достаточно реактивных машин, способных бороться с нашими и китайскими МиГами, старички перешли на второстепенные задачи — работу по земле, а двухкорпусный использовался по ночам.

Куда интереснее тот факт, что «пенсионер» чуть не вернулся в строй во времена Вьетнама. Американские ВВС довольно долго рассматривали модернизированную версию в качестве противопартизанского самолёта. В начале 1970-х на экспорт даже выпустили несколько «ремейков». Испытания последней версии PA-48 Enforcer велись и в начале 1980-х годов, но до закупок дело не дошло.

Что до военного использования за рубежом, то самолёт успел стать первым истребителем КНР и повоевать в ряде конфликтов — например арабо-израильских, а также в «Футбольной войне» Сальвадора и Гондураса в 1969 году. С вооружения «Мустанг» сняли в начале 1980-х.

F4U

F4U Corsair по значимости и известности можно назвать «палубным Мустангом». Он сыграл огромную роль в войне на Тихом океане и как истребитель, и как ударная машина. После Второй мировой его служба была в основном связана с американским и французским флотом. Американцы активно использовали самолёт в Корее, французы — в колониальных войнах во Вьетнаме и Алжире, а также во время Суэцкого кризиса, когда вместе с англичанами сыграли с Египтом в старую добрую имперскую политику. Там, кстати, палубнику повезло не столкнуться с МиГ-15 — египтян к тому моменту уже успел потрепать Израиль, и им было не до воздушных боёв с французскими «Корсарами».

Наиболее примечательным эпизодом послевоенной карьеры F4U стало участие в вышеупомянутой «Футбольной войне», где «корсары» имелись у обеих сторон, а у Сальвадора — ещё и «мустанги». Это была последняя война, где поршневые истребители сошлись в воздушном бою спустя четверть века после окончания Второй мировой. Гондурасец Фернандо Сото сбил трёх сальвадорцев («мустанг» и два «корсара»), что весьма неплохо для «сточасовой войны». Дали бы ему больше времени — наверняка стал бы последним поршневым асом.

S-199

Что касается немцев, то им повезло ещё меньше. Из примечательных случаев применения истребительной авиации после войны стоит отметить S-199, чешскую ухудшенную версию прославленного 109-го «мессершмита». По иронии судьбы S-199 сражались в первой арабо-израильской войне на стороне только родившегося еврейского государства против арабов на «спитфайрах». «Мессеры» испанского производства под названием «Buchon» («голубь») отметились в Марокканском конфликте 1957-58 годов, а заодно сделали завидную карьеру киноактёров, снявшись в таких лентах, как «Битва за Британию», «Звезда над Африкой», «Мемфисская красавица», свежеиспечённый «Дюнкерк» и некоторых других.

Из бомбардировщиков повоевали испанские копии немецких He.111, CASA 2.111 (забавно, что с английскими моторами), которым так же, как и их «истребительным» кузенам, довелось поучаствовать в колониальной войне с марокканскими партизанами в 1957-58 годах.

B-29 (B-50)

О различной «мелочи» мы поговорили, но никак нельзя обойти стороной серебряного гиганта. Этот самолёт, одно из высших достижений инженерной мысли Второй мировой, смог поставить в конце войны две жирных точки. Это B-29 Superfortress, «Суперкрепость».

После войны, чтобы составить компанию дорогому и сложному монстру B-36, производилась модернизированная версия B-29 — B-50. Оригиналы же стали основой ударной мощи войск ООН в войне в Корее и буквально вбомбили страну в каменный век. Про Пхеньян в конце войны говорили: в нём уничтожено всё, что было хоть немного больше, чем несколько сложенных кипричей. Но «крепости» заплатили за это серьёзную цену МиГам под управлением советских и китайских лётчиков. А стычки МиГов с американскими бомбовозами и истребителями прикрытия в глазах отечественной интернет-публики зачастую становятся чуть ли не главным эпизодом той войны (что довольно глупо, поскольку эпизод на деле довольно мелкий).

Пока В-29 воевали в Корее, «пятидесятки» были массовыми носителями ядерных бомб, занимались ядерным сдерживанием в рамках разгорающейся «холодной войны» и участвовали в многочисленных испытаниях. Когда подобные задачи перешли к новым машинам, B-50 переквалифицировались в разведчики и танкеры. В последнем качестве «суперкрепости» успели принять участие в войне во Вьетнаме, пока не были списаны, израсходовав ресурс.

Как видно, дедули и не думали раньше времени уходить на спокойную пенсию и ржаветь в ангарах. Но не они одни оказались настолько востребованными — в следующей части мы поговорим о более близких нам «яках» и «тушках», которые тоже не хотели покорно укатывать на покой после 1945 года.

"прославленного 109-го «мессершмита»" Автор или дурак или мудак из окна Овертона.

22 декабря 2017, 14:490

слава может быть разной. Даже выражение есть такое - "недобрая слава" Альзо, "мессер" - действительно прекрасная машина, а вот кто и за что на ней воевал - вопрос другой и к теме статьи не относится.

23 декабря 2017, 09:424

Каждый воевал за свое.

23 декабря 2017, 11:080

Фредди, а что у вас вызывает аллергию в этой фразе? Машина действительно очень известная, рапространенная и выпускавшаяся очень большим тиражом (больше 34500 в различных модификациях и учитывая лицензионные машины - вполне сопоставимо с выпуском Яков 1, 7, 9, 3 - ок. 37000). Именно на ней летала первая тройка наиболее результативных истребителей в истории авиации. Да - на ней летали враги нашей страны, но какое отношение это имеет к собственно самолету? Немцы не стесняются называть прославленными Ил-2, Ла5/7 другие самолет, покрошившие изрядное количество солдат Вермахта и Люфтваффе.

24 декабря 2017, 23:344
Похожие статьи